Методические приёмы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.

Сакимова М.О.

Основной орфографической единицей, принятой в современной ме­тодике, служит орфограмма, то есть написание, требующее про­верки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выби­рает пишущий.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если Школьник ее замечает. По данным обследований, более чем у 30% учащихся умение видеть орфограмму (так называемая орфографи­ческая зоркость) формируется стихийно. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обуче­ния, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов.

Кого из нас, учителей, не волнует, эта тема? Ведь мы призваны обеспечить фор­мирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в определенной системе.

С чего же следует начать?

Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и соглас­ные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.

Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при пись­ме. Второй этап в этой работе — это вы­работка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма,— это научить детей самоконтролю, т. е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

Итак, звуковой анализ, т. е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль — вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходи­мость формировать орфографическую зор­кость и самоконтроль.

А теперь о некоторых методических приемах, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправ­лять.

  1. В I классе при обучении грамоте необхо­димо сделать каждому ученику карточку для звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 12—15 см в длину и 3—4 см в ширину, на которой наклеено из цветной бумаги 6—7 поперечных поло­сок. Полоски наклеивать лучше различного цвета: красный, синий, желтый, зеле­ный и т. д. С помощью этой карточки учащиеся должны показывать количество звуков в словах. Во время урока учитель называет слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, а потом про­сит показать, сколько звуков в первом слоге, во втором. В дальнейшем учащиеся показывают карточкой количество звуков во всем слове: вначале, состоящем из одного слога, потом из двух, трех слогов. Учитель называет слово мак, а ученики поднимают карточки и показывают три полоски. Осталь­ные полоски у них находятся под рукой.
  2. Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых схем. Это набор прямоугольников и квадратов различных по цвету, таких, как в букваре. Мы эти индивидуальные пакеты готовим на уроках труда с учениками III классов. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятель­но мог составить звуковую схему к любому заданному слову.
  3. Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшеб­ный квадрат» (квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель пояс­няет, что квадрат будет обладать волшеб­ной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат наклады­вается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом вто­рой и т. д. Таким образом, он легко обна­ружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хоро­шие результаты. Дети учатся контролиро­вать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
  4. По мере изучения новых тем и соот­ветственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Так, например, при изучении словосочетаний жи, ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с соче­танием жи, 3 слова с сочетанием ши. По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть следующие задания:

Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной; 2 слова с разделительным ь знаком; 1 слово с сочетанием ча. И т. д.

  1. Кроме таких упражнений, в целях проверки написания слов мы применяем следующий вид работы. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву или слово, учитель на доске записывает все необходимые слова в строчку и закры­вает их занавеской. Когда ученики заканчи­вают писать упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать его вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его.
  2. При изучении какой-либо темы, на­пример темы «Глухие и звонкие согласные», учитель ежедневно дает задание подчерк­нуть в конце или середине слова звонкую или глухую согласную, заостряя таким обра­зом внимание ученика ни изучаемых орфо­граммах.
  3. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
  4. Рекомендуем проводить и такое упраж­нение. При изучении темы «Непроизноси­мые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит не­произносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Это упражнение можно про­должить. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая непроизносимые согласные. Это упражнение можно исполь­зовать при изучении любой темы.
  5. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т. е. прикреп­ляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
  6. Необходимо с I класса вести такую работу, как, письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В I классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во II и в III классах — по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.
  7. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфо­граммы. Эта работа проводится с I класса.
  8. Перед диктантом, изложением, сочи­нением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть сло­варная работа, творческая работа. Дети чи­тают эти слова хором и индивидуально, запоминают или объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктан­тах, изложениях и сочинениях.
  9. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограм­мы в этих словах, проговаривают их хо­ром и индивидуально, а затем учитель про­водит составленный из этих слов небольшой диктант на 3—5 мин. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дает новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.
  10. Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость. На­пример, диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спраши­вают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, т. е. слово, в написа­нии которого они сомневались. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, так как ребенок замкнется и не станет спрашивать учителя. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить ученику правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желанный результат в этой работе.
  11. Диктант с обоснованием. Учитель дик­тует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т. е. обосновать орфограмму.
  12. Диктант (но не контрольный) с посту­киванием. Во время диктанта учитель посту­кивает по столу в тот момент, когда произ­носит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
  13. Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и дает за­дание: подчеркнуть те слова, которые ложно проверить. Это могут быть слова : проверяемой безударной гласной и с непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объему, состоящими из 2—3 предложений.

  1. Работая, учитель переходит к изучению всё новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить 5 мин на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем правописание разделительных твердого (ъ)

мягкого (ь) знаков. В понедельник ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения. Учитель проверяет  и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В среду пишут слова,  в которых были допущены ошибки, и новые слова. В четверг пишут небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными  знаками. Учитель проверяет его и выписывает слова с ошибками. Из этих слов он состав­ляет новый диктант, который учащиеся пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки, значит, всю следующую не­делю нужно заниматься повторением этой же темы и ни в коем случае не приступать к другой. Эта система работы допускает различные варианты, которые каждый учи­тель может использовать по своему усмот­рению.

Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографи­ческую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *