Научно-методическое сопровождение трехъязычного образования в условиях обновления содержания среднего образования

Кайдаулова Динара Ериковна

Современные интеграционные процессы, происходящие в обществе, углубление международного взаимодействия, рост профессиональных, научных, культурных обменов обусловили поступательное развитие полиязычного образования во всем мире.

В Казахстане идея трехъязычия провозглашена Президентом страны как один из важнейших социальных приоритетов, суть которого в том, чтобы каждый казахстанец проникся идеей овладения тремя языками, а система образования создала для этого реальные условия.

Конечная цель – способствовать прорыву экономики государства, конкурентоспособности и успешному вхождению в мировое пространство. Полиязычное образование при этом рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения, а изучение языков — как один из главных индикаторов адаптации человека к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям.

Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей  общества. Школы должны подготовить учеников жить  и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности.

В мире, в котором люди должны решать, как доверять и сотрудничать, несмотря на наличие различий, часто преодолевая при этом пространство и  время с помощью технологий и мире в котором их жизнь будет зависеть от вопросов, которые выходят за пределы национальных границ. Школы 21 века должны помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, которая осознает реальность национального и глобального плюрализма,  подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции.

Организации образования республики Казахстан формирует основы коммуникативной компетентности учащихся с целью развития функциональной грамотности.

Организации образования республики Казахстан внедряет политику трехъязычия через обучение казахскому, русскому и английскому языкам

с 1 класса. Изучение  всех трех языков направлено на формирование коммуникативных навыков через развитие четырех видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).

Научно-методическое сопровождение трехъязычного образования предполагает его обеспечение дидактическими средствами: учебными программами, учебниками, учебными пособиями, мультимедийными ресурсами и т.д.

Целью данной учебной программы является формирование основ для развития коммуникативных навыков, которые обеспечивают свободное владение языком в различных сферах и ситуациях, также навыков, необходимым для взаимодействия, взаимопонимания и улучшения уровня языков.  Изучение языков  позволит учащимся использовать языковые навыки в реальной жизни для получения , отбора, обработки и передачи необходимой информации.

Из целей  обучения предметам вытекают  следующие задачи для учащихся:

-Развивать словарный запас учащихся, умение конструировать синтаксические структуры в соответствии с нормами языков,

-Обогащать словарный запас коммуникативно-актуальной лексикой и фразеологией языков,

-Развивать навыки слушания, чтения, говорения и письма,

-Развивать коммуникабельность за счет ролевых игр в рамках тем общения,

-Формировать способности и навыки, необходимые для общения в повседневной жизни, социально-бытовой и социально-культурной сферах жизни,

-Понимать ценности культур народов.

Политика трехъязычия в школах определяет подходы в обучении и роли учителей языковых и неязыковых дисциплин.

Это естественный подход по Крашену и Террелл , который стремится сделать задания в классе, как можно более содержательными, связав их с реальным миром и используя реальные материалы для чтения (например, брошюры, листовки, веб-страницы), а не тексты из книг.

Естественный подход способствует формированию понимания и установлению коммуникаций, а также стремится укрепить подлинную связь среди учащихся. Естественный подход используется с другими методами, такими как метод физического реагирования и обучение коммуникативному языку.

Во время заданий метод физического реагирования помогает учащимся понять язык, рассматриваемый учителем. Понимание поддерживается за счет картинок, жестов, и действий. Таким образом, учащиеся  понимают «входную информацию» и демонстрируют свое понимание физически, а не  через языковой  «результат». Например, подними карандаш, подойди к двери и т.д.

         Коммуникативный метод обучения  рассматривает  основные языковые навыки (устную и письменную речь, грамматику, чтение и аудирование) развиваются одновременно в процессе живого общения.

Учителя языковых дисциплин в общеобразовательных школах должны поддерживать внедрение политики трехъязычия через использование уровневого обучения языкам, обеспечивая развитие личностных, социальных навыков учащихся и достижение образовательных целей обучения. Учителям языковых дисциплин необходимо поощрять в учащихся стремление к размышлениям о сходствах и различиях казахского, русского и английского языков и каким образом они проявляются. С целью дополнения содержания предмета учителям необходимо осуществлять связь между предметами, используя дополнительные темы, тексты, виды деятельности из других предметных областей, что позволит развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся в учебной деятельности, формировать познавательные интересы.

 

Изучение трехъязычия в школах способствует:

-Развитию коммуникативных навыков в устной и письменной речи,

-Развитие связной речи -монолог, диалог, беседа,

-Развитию осознанного, правильного, беглого, выразительного чтения,

-Развитию творческого воображения,

-Формирование общечеловеческих ценностей.

Программа   способствует становлению фундаментального мировоззрения учащихся, формирует и развивает их  коммуникативную компетенцию, дает возможность пользоваться информацией  научно-технической, художественно- эстетической, социальной сфер, помогает ориентироваться в общемировом образовательном пространстве. Овладение языками поможет учащимся адаптироваться в быстроменяющемся мире,  успешно регулирует ситуативно-речевое поведение как в учебной , так и в будущей профессиональной деятельности, использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.

Предметы, как казахский, русский, английский языки являются обязательными учебными предметами в программе, которые способствуют развитию языка и познавательной деятельности.

Казахстан идет дальше: от двуязычия к трехъязычию (казахский, русский, английский). И это также вполне естественно. И русский и английский язык являются не только средствами общения, но оптимальными каналами получения мировых знаний. Но в трехъязычии, как и в двуязычии, главное — давать возможности учиться, ни к чему не принуждая, и это основа решения языковой проблемы в Казахстане.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *