Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. «Ума палата»

Иванова Наталья Павловна

Цель:
— обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность:
— развить навыки логического мышления;

-воспитывать творческую активность.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», — говорил Н.М.Карамзин.
«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком!»- писал якутский поэт С. Данилов.
Наша сегодняшняя викторина «Ума палата» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».
Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо , а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.
1 тур   «Бесконечные вопросы»

Вопросы я буду задавать каждой команде в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

1 команда (5 класс)

— Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
— Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
— Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
— Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
— В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
— Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
— Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
— Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса.
— Сколько падежей в русском языке? (6)
— На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

 

2 команда (6 класс)
— Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
— Сколько спряжений у глагола? (2)
— Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
— Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, — IяI)
— Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
— Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
— Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
— кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
— Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

 

3 команда (7 класс)
— Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
— Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
— Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
— Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
— С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
— Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
— Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский
— Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
— Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
— Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

 

 Дополнительные вопросы                                                                        (Можно использовать для игры со зрителями.)  

— Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
— От какого суффикса зависит написание корней – мир — — мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
— Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
— Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)

— Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
— Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
— Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
— К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
— Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
— Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род)
— Поставьте ударение: договор или договор?
— Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
— Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

Жюри подводит итоги. За правильный ответ участникам выдается «один мозг».

2  тур  « Пословица недаром молвится.»

 

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» . Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т.  Сейчас мы проверим,  как вы знаете пословицы.

1-е задание.
Вам даны карточки со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение.
— Не спеши языком, торопись делом.
— Одежда лучше новая , а друзья старые.
— Когда друг просит , не существует завтра.
— Руки поборют одного, знания – тысячу.
— Под лежачий камень вода не течет.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.
— Чем кумушек считать трудиться ….( не лучше ль на себя кума оборотиться)
— А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)
— Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)
— Уж сколько раз твердили миру, что лесть вредна. Но только все не впрок… (и в сердце льстец всегда отыщет уголок.)
— Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)
— Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)
— Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)
— А ларчик ….(просто открывался).

— А Васька слушает… (да ест.)

 

3 тур «Богатый лексикон»

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: 
на доске написано слово «грамматика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Побеждает тот, у кого больше слов.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж. Кто не называет слово- выходит из игры. Победитель получает «мозг».
(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

 

Игра со зрителями
Закончите фразеологизм …
без задних …;
брать себя в…;
бросать слова на …;
взять голыми …;
водить за …;
вывести на чистую …;
делать из мухи …;
держать язык за …;
держать камень за …;
ждать у моря …;
за тридевять …;
зарубить себе на …;
гроша медного не …;
днём с огнём не …;
палец о палец не … ;
работать спустя …

4 тур    «Угадай — ка»

Команда № 1
Её заваривают, затевая какое- нибудь
неприятное, хлопотливое дело, а потом
расхлёбывают, распутывая это дело;
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться;
Её просит рваная обувь;
Она в голове у вечных путаников.  КАША

Команда № 2
Её толкут или носят в решете те,
кто занимается бесполезным делом;
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей;
В неё прячут концы нечестные люди,
иногда они выходят из неё сухими.  ВОДА

Команда № 3
Его проглатывают, упорно
не желая говорить;
он хорошо подвешен у человека,
который говорит легко и бойко;
за него тянут или дёргают,
заставляя высказаться;
его держат за зубами,
когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК

Жюри подводит итоги. Считает количество полученных «мозгов». Победители награждаются

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *