Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка

Деркачева Марина Юрьевна

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения. Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог родители», «ребенок – ребенок», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В.А.Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановки нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.
Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением пони­мается такая деятельность, которая заключается во взаимо­действии людей с целью обмена и обогащения информаци­ей как познавательного, так и аффективно-оценочного ха­рактера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.
Результатом общения являются обмен опытом, положи­тельное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятель­ности ребенка.
         В жизни ребенка существует две сферы общения — со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.
Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослыми. Этот вид общения развивается на основе дове­рия и защищенности, сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. Дети начинают им подражать. В основе общения с взрослым лежит потребность в контактах с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют по­ощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывает­ся свобода поведения. Он сам становится инициатором обще­ния с взрослыми, к которым обращается за помощью, со­ветом. В таком общении ребенка старшего дошкольного воз­раста привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.
Педагогическое общение.
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогичес­кого общения.
Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятель­ности, создание положительного микроклимата в группе дет­ского коллектива.
В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение дол­жно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.
Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогичес­кого общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не­благополучия детей в условиях детского коллектива.
Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:

актуализации типичных и индивидуальных качеств,
свойств личности;

информационную;

нормативно-регулирующую;

эмоциональную;

перцептивную;

материнскую.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое вни­мание уделяется развитию коммуникативной компетентно­сти ребенка. Основным показателем и одновременно усло­вием гармоничного социального и личностного развития
ребенка является его отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого чело­века, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Круп­ская).
При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное со­стояние:

содержание и характер обращений к ребенку, направ­ленных на организацию его деятельности или поведения;

невербальные средства воздействия (мимика, интона­ция, прикосновения, жесты);

эмоциональная окрашенность общения;

стиль общения педагога, отражающий его индивиду­ально-типологические особенности, уровень культуры (об­щечеловеческой и профессионально-педагогической), жиз­ненный опыт.

Впсихолого-педагогических исследованиях показана взаи­мосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаи­моотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.
Существует несколько стилей общения пе­дагога с детьми: авторитарный, демократический, попус­тительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пас­сивно-отрицательный.
Авторитарный стиль воспитания — это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.
         Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничиваетего самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.
         Попустительский стиль — взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).
         Демократический стиль — этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
При выборе стиля педагогу необхо­димо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько де­тей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» — реальное и «Я» — потенциальное (в форме желаний, мечты, при­писывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас­сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимос­ти, знании и понимании его потребностей, интересов, по­буждений; в устойчивом, заинтересованном, положитель­ном отношении к личности ребенка, даже в случаях отри­цательных поступков.
Технология педагогического общения.
Технология педагогического общения направлена на орга­низацию определенных этапов.
1.Формирование у ребенка потребности в общении, по­буждение его к деловым, личностным, познавательным ви­дам общения.
М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрос­лого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, си­туативно-деловое, внеситуативно-познавательное,внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо­приятный или неблагоприятный варианты развития лично­сти ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрес­сивный и т.п.).
2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.
Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о со­вместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоя­тельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от поста­новки и определения цели деятельности к творческому ха­рактеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие ме­ханизмов саморегуляции, самопроектирования деятельнос­ти.
3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, парт­нера.
Взрослый способствует развитию у ребенка чувства соб­ственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, иг­рушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей ува­жение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социальногопроисхождения, расовой и национальной при­надлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, лич­ностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию по­ложительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.
4. Планирование содержания своего общения.
Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную дея­тельность. В практике зачастую педагогическое взаимодей­ствие построено на прямом указании: что делать, как де­лать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обу­чать приемам саморегуляции.
Педагогическая поддержка направлена на достижение ре­бенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрос­лый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функ­ции общения. В программе «Радуга» раскрывается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с деть­ми в различных видах деятельности.
5. Корректирование направления, стиля, метода общения.
Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе со­здаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело­веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этю­ды, разнообразные формы игровой терапии.
Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.
Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.
Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.
Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *