Проектирование современного урока русского языка в пятом классе по формированию и развитию функциональной грамотности школьников

Тулегенова Зивагуль Зулхарнаевна

В наступающем 2017-2018 учебном году преподавание в 1,2,5 и 7 классах будет реализоваться  по новым требованиям – требованиям  обновленного  содержания среднего образования. Обновленное содержание школьного образования направлено на развитие у обучающихся навыков применять знания, полученные по школьному предмету, в практической деятельности, в жизненных ситуациях. Такие навыки обозначаются термином «функциональная грамотность».

В июне текущего года я прошла курсы повышения квалификации  по обновлению содержания образования. Данные курсы  дали мне стимул для  роста своего профессионально- творческой деятельности в формировании функциональной грамотности у учащихся, пересмотреть опыт работы в условиях обновления содержания среднего образования. Конечно, лучше усвоить новые требования мне помогли уровневые курсы повышения квалификации педработников. Применение в свою ежедневную практику инновационных методов обучения помогают реализации развития у учащихся функциональной грамотности

Вниманию коллег я предлагаю проект  урок  русского языка в 5 классе, разработанный согласно требованиям типовой учебной программы по предмету «русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего  образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.

Содержание урока направлено на формирование функциональной грамотности школьников.

Предлагаемый урок из раздела:  «Культура: язык и общение» – это самый первый раздел по плану преподавания русского языка в пятом классе. Тема урока: «Язык в жизни человека».

Изучив условия вышеназванной типовой учебной программы для этого урока  я выбрала 2 цели обучения: 5.1.3.1- понимать основное содержание текста, определяя главную информацию – это из раздела «Аудирование и говорение» и 5.3.1.1 составить простой план –  из раздела «Письмо».

Учитывая потребности и  способности  обучающихся, вышеназванные цели подразделила на подцели: 1) Все учащиеся смогут понимать основное содержание текста, определяя главную информацию, используя собственный опыт; составить простой план.2) Большинство учащихся смогут составить памятку, используя  дополнительную информацию; составить простой план. 3) Некоторые учащиеся смогут обобщить знания в форме проведения исследования.

  Вышеназванные цели обучения. Предложенные в учебной программе, свидетельствуют о необходимости формирования у школьников функциональной грамотности.  Основные принципы для формирования функциональной грамотности, используемые на этом конкретном уроке, да и вообще в практике преподавания, это:  принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор; принцип открытости — сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого школьного  курса предмета; принцип деятельности — освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности; принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи; принцип идеальности — максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

Эти требования говорят о тщательной подготовке учителя к встрече с учениками, знаний их индивидуальных возможностей, подбор и продуманность зданий, соответствующих требованиям развития функциональной грамотности школьников.

В целях эффективного достижения поставленных целей урока я выбрала следующие методы: Коллаборация – ее предлагаю провести в  форме  игры «приветствие», которая учитывает  и возраст, и сроки проведения урока. В целях создания благоприятной среды для сотрудничества  класс разделен  на группы через игру «Атомы и молекулы».

Формы работы для выполнения заданий:  индивидуальная, групповая, и   направлены на развитие критического мышления. Содержание заданий связано с практической жизнью и направлено на развитие функциональной грамотности школьников. На этом уроке предлагаю использовать следующие стратегии: 1)Работу с текстом – через «СМС-ки», 2)«Тонкие и толстые вопросы».

Для достижения цели — понимать основное содержание текста, определяя главную информацию – подготовила задание – работу с текстом, в котором ребята должны определить главную информацию, составить простой план и передать его через СМС-ки. Сам текст связан с темой урока – о вреде бранных слов на организм человека, что бранные слова разрушительно действуют не только на слушающего, но и на самого говорящего – и это уже действительно доказано наукой.

Для достижения языковой цели урока  я предлагаю ученикам в этом же тексте выбрать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного, определить их согласованность в роде, числе, падеже. К тому же это будет повторением изученного в начальных классах. Правильность выполнения этого  задания ученики самостоятельно проверят по ответам-ключам, показанным  на экране интерактивной доски.

В целях развития навыков аудирования и говорения использовала видеоролик «Языки» -легенду о древнегреческом баснописце Эзопе. По стратегии «Тонкие и толстые вопросы» — ученики, ознакомившись с инструкцией по составлению таких вопросов,  в группах подготовят вопросы «открытые», требующие полного аргументированного ответа и  «закрытые», требующие однозначного ответа – по 2 вида вопросов с каждой группы.     Оценивание на этом этапе будет формативное.

Обратная связь на уроке проведена в форме  таблицы «Знал. Узнал. Хочу узнать». Рефлексию предлагаю провести с помощью   «смайликов».

   Дифференцированные задания  направлены на развитие творческих способностей обучающихся. Например, для первой группы (группы А)-

Составление сценки — ответа на вопрос  «Какими словами можно  превратить заклятого врага в друга?». Для второй группы (группы Б)- составление памятки для молодого продавца: «Как увеличить количество продаж в цветочном  магазине?». Для третьей группы, группы С – задание повышенной сложности  — провести исследование «Влияние слов на структуру воды».

   Вышеназванные дифференцированные задания будут оцениваться критериально, через критерии и дескрипторы к каждому заданию по уровням сложности — А, Б, С.

Работу первой группы  предлагаю  оценить  через следующие критерии оценивания деятельности обучающегося:

  1. Обсуждает в группе причины и пути решения поставленной задачи.
  2. Аргументированно отстаивает свое мнение.
  3. Составляет сценарий и участвует в постановке сценки

Работу второй группы — через следующие критерии:

1.Обсуждает в группе  задание.

2.Использует приемы речевого этикета.

3.Формирует пункты  памятки.

Критерии оценивания работы  третьей группы:

1.Умеет проводить исследование.

2.Анализирует.

3.Обобщает.

Дифференцированные задания были составлены так, чтобы обучающиеся увлеченно работали на результат, на достижение поставленных целей урока- извлекать из текста  главную информацию и логически изложить ее последовательно  в форме плана.

       В ходе подготовки к вышеназванному уроку я пересмотрела многие методы и выбрала наиболее эффективные, способствующие достижению поставленных целей урока. Уроки в рамках обновленного содержания я смогу теперь реализовать, опираясь на полученные во время курсов знания. Также я считаю, что большая помощь будет от созданного во время курсов  сетевого педагогического сообщества учителей русского языка и литературы.

Реализация в своей ежедневной практике новых подходов  в обучении, дифференцированных  заданий, направленных на развитие языковой творческой личности ученика, формирования функциональной грамотности школьника.  я считаю, непременно повысят качество знаний учащихся.

  

Литература

  1. Типовая учебная программа по предмету «русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего  образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию. (Приказ министра образования и науки  Республики Казахстан т 13.11.2016 года №668).
  2. «Руководство для учителя» — образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Русский язык» и «Русская литература» в школах с русским языком обучения.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *