Применение новых методов и технологий для обогащения словарного запаса учащихся с нерусским языком обучения на уроках русского языка

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. Особенности обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

1.1 Обогащение словарного запаса учащихся…………………………………….6

1.2 Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка………………………………………………………………………16

1.3 Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся на современном этапе…………………………………………………………………………………22

  1. Виды обогащения словарного запаса учащегося на уроках русского языка

2.1 Система методических приёмов и упражнений, технологий направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка………………24

2.2 Моя экспериментальная работа по вопросу использования новых метод и прием на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса.……………… ………………………………………… …   34

3.Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности……………………………………………………………………..35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема моего доклада- «Применение новых методов и технологий для обогащения словарного запаса учащихся с нерусским языком обучения на уроках русского языка». Я считаю, что вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме.

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах мы не сможем помочь нашим детям полностью овладеть всем словарем русского языка, но обогатить словарную базу наших учеников нам под силу. И в этом нам помогут словарные упражнения на уроках русского языка. Они являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Неоспорим тот факт, что словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя в работе  по развитию речи.

Несмотря на то, что вопросы методики проведения словарной работы часто публикуются и обсуждаются на страницах периодической печати, рассматриваются в специальной литературе, а учителями наработан большой практический опыт, актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.

В современных условиях развития образования особое значение приобретает система работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся как одного из аспектов развития речи.

Анализ состояния уровня развития речи учащихся средней школы позволил выявить проблемы развития связной речи учащихся, повышения уровня культуры речи носителей языка. При этом актуальной остаётся проблема обогащения словарного запаса учащихся как основы развития речи.[7 ; 51с]

Проблема состоит в том, что современного учащегося необходимо научить пользоваться словом в соответствии с коммуникативно —  значимыми нормами литературного языка. Так как для каждого школьника хорошо развитая речь — не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания

На современном этапе преподавания русского языка последовательно утверждается мысль о том, что русский язык как предмет изучения должен рассматриваться в школе как источник знаний общечеловеческой и национальной культуры.

Несмотря на наличие значительного количества работ по теме исследования, проблема остаётся актуальной и в теоретическом, и в практическом отношениях. По мнению опытных методистов, обогащение словарного запаса учащихся младших классов в школе уделяют и доныне мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем хотелось бы.

Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.

Цель исследования — изучение методической литературы и выявление эффективных способов работы со словом для пополнения словарного запаса учащихся.

Объект исследования: процесс обучения учащихся русскому языку.

Предмет исследования — процесс обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

выявить основные источники обогащения словарного запаса;

показать на отдельных примерах некоторые пути и приемы словарной работы, реализуя тем самым принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку;

выявить способы, какими учитель может обогащать речь учащихся, развивать у них языковое чутье, ибо наиболее важные ступени в овладении словом приходится на начальный период обучения.

Работа имеет практическую ценность. В ней разрабатывается урок по русскому языку, направленный на обогащение словарного запаса учащихся..
Работа состоит из трех  глав. Первая глава «Обогащение словарного запаса как одно из условий совершенствования речи» является теоретической. Здесь обобщены и систематизированы те материалы, которые послужили основой для второй главы данной работы.

 

  1. Особенности обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

 

1.1 Обогащение словарного запаса учащихся

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Основными задачами преподавателя в этом случае являются следующие положения:

  •  максимально расширить активный словарь обучающихся, с учётом их возрастных возможностей;
  •  научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
  •  помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.[15; 74с]

С обогащением словарной работы на уроках русского языка связана и серия методических проблем:

отбор словарного материала для первоочерёдного его изучения;

последовательность включения в школьный обиход различных групп слов;

приёмы раскрытия значений слов;

система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися   словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания.

Великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому принадлежат слова: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы.

Саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. В этом смысле наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение, поскольку таит огромные возможности для развития личности.          Начинающий автор имеет возможность передать в сочинении собственное представление о предмете мысли и тем самым выразить себя как личность.

Индивидуальность раскрытия темы обеспечивает оригинальность сочинения и делает сам процесс работы над сочинением  по-настоящему творческим.

Изложение собственных представлений требует сложной умственной работы, которая способствует развитию и формированию личности пишущего. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности не только в плане раскрытия темы. Очень важно заблаговременно провести грамотную словарную работу, предусмотреть и довести до детей значения новых слов, которые можно использовать при данном виде работы. Чем полнее условия работы над сочинением отвечают его творческой сущности, тем успешнее развивается личность школьника, тем самостоятельнее и совершеннее становится мышление, тем оригинальнее получается сочинение. Для активного усвоения в каждом классе предусматривается определенный словарный минимум.[14;25]

Основными критериями отбора словаря для активного усвоения следует считать частотность употребления и практическую необходимость слов. Для практической деятельности, повседневного общения на русском языке человек должен знать наиболее употребительные слова. Данные о степени употребительности той или иной лексической единицы приводятся в специальных частотных словарях современного русского литературного языка. Однако следует иметь в виду, что частотный словарь и словарь — минимум — это не одно и то же. В частотном словаре могут быть слова с высокой употребительностью, но не нужные в данном случае учащимся для речевой деятельности. И, наоборот, в словарный минимум могут входить такие слова, которые отсутствуют в частотном словаре, но являются в практической деятельности необходимыми. Поэтому вторым основным критерием отбора лексики для активного усвоения является практическая необходимость.[8; 28с]

Но в любом случае для ребят должны быть отобраны такие слова, которые позволяли бы ученику выражать на русском языке свои мысли, понимать собеседника в пределах требований, предусмотренных программой. Таким образом, задача состоит в том, чтобы отобрать оптимальный лексический минимум.

Кроме двух указанных основных критериев существует ряд дополнительных принципов, которые позволяют более объективно подойти к отбору словаря для активного усвоения. К ним относятся: сочетаемость с другими словами;  многозначность; словообразовательная ценность. [22; 125с]

Другим не менее важным критерием отбора слов для активного усвоения является многозначность, прямо связанная с сочетаемостью. Чем больше число значений слова, тем выше степень его сочетаемости с другими лексическими единицами. Кроме того, следует помнить, что основным условием реализации лексического значения слова является его сочетаемость. Учащиеся еще в начальной школе должны усвоить наиболее употребительные прямые значения. Они являются прямыми названиями предметов, действий, признаков, состояний. Очень важным является принцип словообразовательной ценности, исходя из которого, следует отобрать слова, обладающие словообразовательными способностями. Это даст возможность не включать в списки слова, которые легко могут быть образованы и усвоены учащимися в процессе словообразования по известным им моделям. Такие слова составляют потенциальный словарный запас учащихся. Основными источниками пополнения словарного запаса учащихся являются уроки, повседневная речевая практика, чтение. На каждом уроке в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картине, описания предметов. Одним из главных источников пополнения словаря учащихся является чтение. При чтении любого текста дети усваивают новые слова, речевые конструкции, новые значения ранее изученных слов. Источником обогащения словаря учащихся могут быть экскурсии, походы, проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения. Таким образом, источники пополнения словарного запаса учащихся разнообразны. [4; 18с]

В программах по русскому языку в минимум слов, предусмотренных для активного усвоения, включены наиболее частотные, в практическом отношении ценные, доступные для определенного  возраста. Этими словами пользуются дети в своей повседневной речевой практике. Они и составляют активный словарный запас.

Правильное определение количества слов для активного усвоения является очень важным вопросом. На основе экспериментальных исследований психологи доказывают, что завышение объема учебного материала приводит к существенным трудностям. Поэтому не следует гнаться за большим количеством слов. Необходимо добиваться закрепления каждого нового слова. Наряду с активным словарем учащиеся имеют и пассивный словарь, состоящий из слов, которые они понимают при чтении газет, журналов, книг, в речи учителя и других людей, а также при слушании радио и телепередач. Большинство слов пассивного словаря учащиеся не используют в своей речи, однако, постепенно эти слова переходят в активный, поэтому учитель должен стремиться к пополнению не только активного, но и пассивного словаря .

При нормировании слов для усвоения на уроке в первую очередь необходимо учитывать реальные возможности учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Учителю рекомендуется  планировать  свою работу так, чтобы учащиеся на каждом уроке усваивали в среднем 3-4 новых слов. Количество слов для усвоения на уроке зависит от степени доступности лексического значения, сочетаемости слов, от методических приемов семантизации слов.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Виды словарных работ:

  •  Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  •  Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  •  Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  •  Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске, экране).
  •  Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к определенной теме.)
  •  Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  •  Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  •  Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  •  Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  •  Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  •  Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  •  Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  •  Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

по родам;

по числам;

по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

с непроверяемой и проверяемой гласной;

одушевленные или неодушевленные предметы;

по тематике – «Город» и «Деревня»;

по частям речи;

с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

  •  Выписать из данных слов:

слова, состоящие из двух, трех слогов;

слова с Й;

слова с шипящими.

  •  Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы.
  •  Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  •  Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  •  Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  •  Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  •  Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко–буквенного анализа.
  •  Подбор однокоренных слов.
  •  Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  •  Разбор слов по составу.
  •  Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  •  Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  •  Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  •  Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  •  Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу — побеждать).
  •  Письмо по памяти.
  •  Самодиктант и взаимопроверка.
  •  Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  •  Перфокарты, перфоконверты.
  •  Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  •  Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  •  Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  •  К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  •  Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  •  Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить………).
  •  От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.
  •  Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
  •  Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
  •  Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
  •  Зрительные диктанты
  •  Задание «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить — предоставить, надеть — одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
  •  Проверочные словарные диктанты.
  •  Вставка слова в классное наборное полотно.
  •  Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
  •  Запись слова в орфографический словарик.
  •  Задание на дом – выучить написание слова.
  •  Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.
  •  Словесное рисование.
  •  Игра – уменьшение
  •  Третий лишний
  •  С предложенным словарным словом составь предложение (простое, СПП, ССП, СБП), произведи синтаксический разбор.
  •   Выпиши из предложения словарное слово, произведи (морфологический, словообразовательный, фонетический, морфемный) разбор.
  •  Распределительный диктант.
  •  Написание сочинений.
  •  Фонодиктант. [18; 47с]

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио- и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов. Владение большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка

 

Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся:

1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов .Количественно-качественное совершенствование словаря учащихся определяет парадигматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т.е. работу над словом и его семантическими полями, готовит условия для обучения школьников умению использовать известные и новые слова в своей речи — их выбору для выражения определенных речевых задач. Она выражается в показе сфер употребления слов, в раскрытии их сочетаемости с другими словами. Реализация второй цели обогащения словарного запаса учащихся составляет  синтагматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т.е. работу над контекстным употреблением слов — над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.

Каждый человек — взрослый и ребенок — владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе носителя языка выделяются социальные, психологические и методические. [20; 145с]

Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно ими пользуются.

К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии языковых усилий.

Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся .

Отличие активной части личного словарного запаса школьника от пассивной его части заключается в уровне владения словом. Владеть словом — это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно входит в активную часть его личного словарного запаса. Если слово в его сознании соотносится с реалией или понятием и он понимает его хотя бы в самом общем виде (знает родовую характеристику реалии или понятия), то такое слово входит в пассивную часть его личного словарного запаса. Вероятность употребления его в речи школьника невелика. Функция этих слов в личном словарном запасе — обеспечение понимания читаемого или слышимого. [14; 66с]

В детском возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса школьника довольно подвижны: активный словарь увеличивается как счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса. Задача учителя русского языка — помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося, т.е. решить обе задачи обогащения словарного запаса детей.

         Источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, тексты кинофильмов и телепередач, речь учителя и других работников школы и внешкольных учреждений. Всё это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми — зрительно или на слух, — составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов); воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений); воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

Каждой группе источников (или путей) свойственны определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик.

Недостатками источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи (в говорении). Преимущество источников второй группы — живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться (отсутствует говорение); письмо как вид речевой деятельности в этом случае фактически отсутствует.

По степени воздействия учителя на указанные пути пополнения словарного запаса учащихся они делятся на управляемые и частично управляемые. К управляемым путям пополнения запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого преподавателя. В своей учебной речи преподаватель целенаправленно отбирает необходимую лексику, «подает» ее с расчетом усвоения детьми лексических значений слов, включает эти слова в соответствующие контексты, чтобы показать их употребление. Преподаватель в необходимых случаях возвращается к ранее сказанному, варьируя свою учебную речь. По ходу объяснения он может получить информацию о степени усвоения детьми новых слов и перестроить свое изложение. С помощью учебников по изучаемым в школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одна из его задач — целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом. [24 ;36с]

К частично управляемым источникам пополнения словарного запаса учащихся относятся чтение, слушание радио, просмотр телепередач, кино и т.д., общение с взрослыми и сверстниками. Они являются неосновными в связи с их факультативностью, стихийностью выбора учащимися.

Руководство обогащением словарного запаса учащихся при опоре на эти источники носит опосредованный характер: учитель может влиять прежде всего не на усвоение слов, а на усвоение содержания. В наибольшей степени обогащению запаса слов способствуют следующие советы учителя, организующие деятельность учащихся:

1) в процессе чтения книг для внеклассного чтения, слушания радио- и телепередач, просмотра кинофильмов, спектаклей, посещения музеев, выставок записывать в словарики встретившиеся новые незнакомые слова;

2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов;

3) использовать их на уроках русского языка в своей учебно-научной речи. [17; 158с]

Учитель периодически знакомится с записями учащихся, составляя на этой основе тематические словники для работы над ними как на классных, так и на внеклассных занятиях.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены.

Следует различать единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников (т.е. то, что вводится в программу) и единицы учебного процесса (т.е. то, что вводится в урок). Единицы содержания словарной работы — слова и их семы (если слова многозначные). Внешне оно выражается в форме алфавитного списка слов с указанием лексических значений, которые должны знать учащиеся. Единицы учебного процесса — слова и группы слов, которые включаются учителем в уроки. Внешне они представляют учебно-тематические списки слов.

Работа над группами слов в процессе обогащения словарного запаса учащихся в настоящее время получила научную основу в результате открытия лингвистами системного характера лексики языка. Выявлены следующие виды системных связей, основанных на семантике: синонимические, антонимические, гипонимические (родовидовые), деривационные, тематические и лексико-семантические. Все рассмотренные элементы лексической парадигмы представляют интерес для методики обогащения словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Школе необходимо расширять у учащихся запас и синонимов, и антонимов, и однокоренных слов, и лексико-семантических групп, и тематических объединений слов. Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. [10; 45с]

Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить в первую очередь с расчетом реализации целей подготовки учащихся к жизни. Роль дидактического материала при этом не следует преувеличивать, однако, как пишет В.А.Звегинцев: «язык может оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека, используя имеющиеся в его распоряжении каналы в связи с тем, что мышление человека преимущественно протекает в языковых формах». Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей. Коммуникативный акт осуществляется «всегда в общественной среде (даже тогда, когда в нем участвуют только два человека)» и требует обязательного согласования с широким кругом общественных установлений и «знаний», и всегда целеориентирован, т.е. требует возможно более полного воплощения особенностей «ролей».

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды работ по обогащению словарного запаса учащихся на современном этапе

 

Русский язык как учебный предмет своими целями и содержанием в большей или меньшей степени связан с другими учебными предметами. Между ним и остальными школьными дисциплинами существуют целевые и содержательные совпадения, которые выражаются в форме межпредметного материала. Межпредметный материал — богатый источник для пополнения содержания работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка. Отсюда выделяется межпредметно — коммуникативный принцип отбора тематических групп слов для работы по обогащению словарного запаса школьников.

В соответствии с указанными принципами актуальны следующие тематические (идеографические) группы слов, необходимые для целей пополнения словарного запаса учащихся: общественно-политическая лексика, морально-этическая, спортивная, лексика гигиены и здравоохранения, искусства и культуры, военная лексика (оборона Отечества), лексика права, труда. Эти темы обеспечивают подготовку учащихся к жизни. Где бы во взрослой жизни им ни пришлось трудиться, в каком бы коллективе они ни оказались, по указанным темам так или иначе придется общаться. Перечисленные темы в той или иной мере отражены в текстах действующих учебников русского языка.

Каждая тематическая группа охватывает огромное число слов. Их минимизация для обогащения словарного запаса учащихся опирается на несколько принципов. Отбираются общеупотребительные слова, составляющие основу словаря той или иной группы. При этом минимумы слов по темам могут в количественном отношении заметно отличаться друг от друга. Учебный словник по каждой идеографической теме составляет разницу между специально отобранными словами по той или иной теме и фактическим запасом слов данной тематической группы, которыми владеют учащиеся определенного возраста. [11; 254с]

Отбор слов для лексико-семантических групп происходит на других основаниях. Прежде всего, учитывается членение самостоятельных частей речи на семантические разряды. Из словников, составляющих основу лексико-семантической группы, отбирается лексика, частотно употребляемая в текстах разных стилей (частотный принцип). Необходимо иметь в виду также и потребности коммуникации — обслуживание связных высказываний на темы, сопряженные с подготовкой к жизни учащихся (коммуникативный принцип). В этом случае могут быть отобраны и нечастотные, но общеупотребительные слова.

Лексико-семантические группы состоят либо из закрытой системы, либо из открытой, либо совмещают в себе оба эти признака. Этот факт определяет пользование системным принципом. В соответствии с ним в лексико-семантическую группу включаются нечастотные слова, полностью охватывающие всю группу. Системный принцип обязывает включать в словник лексико-семантической группы доминанты синонимического, гипонимического и деривационного (словообразовательного) рядов слов, а также антонимов, помещенных в словник . [1; 125с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды обогащения словарного запаса учащегося на уроках русского языка

 

2.1. Система методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимся словарным богатством русского языка

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению, которых они должны быть обучены.

Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, в других — их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй — семантическое направление. В школьной практике необходимы оба направления в словарной работе, так как каждое из них решает свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-морфологическую, словарно-орфоэпическую, словарно-морфемную и словарно-орфографическую. Семантическое направление объединяет такие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе. [5 ;145с]

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся — носителей русского языка — эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В методике преподавания русского языка эти задачи не реализованы.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений . Наконец, необходимо руководствоваться стилистическим принципом, обеспечивающим включение в словник слов, выражающих отношение к предмету и отношение к слову, т.е. эмоционально окрашенных и стилистически окрашенных слов. Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении, поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, «объёмно» представление о языке как системе систем. [16;25с]

Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка. Считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте — словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант — это тоже работа со словом. Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём — этимологическая справка — формирует интерес к слову, к языку, к его истории .

В 5-9 классах используется всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова — качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у обучающихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учеников систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения. [19; 145с]

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается. Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагается детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры «Кто больше?» Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы. [4;56с]

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках учитель рассматривает слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом .

Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

указание на род и видовой признак;

обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы. [8; 45с]

Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

  •  на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;
  •  зрительное;
  •  понятийное. [18; 56с]

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого преподаватель пробует заставить слово работать в контексте словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант — это тоже работа со словом . Возможно использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения. [3; 79с]

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается. Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их.

Фишбоун. Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста: Кто?Что?Когда?Где?Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. [15; 165с]

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Хочу заострить внимание на технологии РКМ (развитие критического мышления), конкретно на приёмах:

Кластеры — плацдарм новой организации сознания и мышления людей. Кластеры как мультисценарии : кадровые для людей, работающих в условиях взаимодействия разнопрфессиональных языков

Маркетинговый — создание условий для работы с дилерами в системе маркетинговых сетей, Умение говорит, ораторское искусство здесь как раз кстати.

“Бортовые журналы, дневники. Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Интересным приемом является «Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. [5; 54с]

«Трехчастные дневники» имеют третью графу — «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Технология личностно-ориентированного обучения. Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

Игровые технологии .«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8А классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.[6; 54]

         Информационно-коммуникационные технологии.Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. [24; 145с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Моя экспериментальная работа по вопросу использования новых метод и прием на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса.

 

В дипломной практике мною было проведено12 уроков в 8 классе. На этих уроках я усердно работала с детьми, использовала разнообразные методы и приемы, технологии  для обогащения словарного запаса. Один урок проведенный мной.(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности

Своеобразным показателем общей культуры человека является культура речи. Многие ученые отмечают, что неразвитость речи (как устной, так и письменной) затрудняет процесс коммуникации на всех уровнях общения.
Очень печально, что не все россияне отличаются просвещенностью и начитанностью, не все стремятся приобщиться к духовным ценностям, не все являются носителями хорошего русского языка, что свидетельствует, видимо, о недостаточно высоком уровне их умственного развития.
Думается, нельзя быть по-настоящему толковым специалистом и образованным человеком без умения мыслить и правильно выражать свои мысли. Именно через речь раскрывается богатство или обнаруживается ущербность внутреннего мира человека. Неразвитость речевой деятельности, малый и убогий словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости души человека. Недаром народная мудрость гласит: бранное слово — это проказа души. И, наоборот, ясность мысли, точность и выразительность речи, богатый арсенал лексических средств свидетельствуют об интеллекте человека. Развитие речевой культуры человека зависит от семьи, повседневного окружения, образовательной среды и множества других факторов, влияющих на формирование духовности и вкуса. К сожалению, не во всех семьях достаточно высок уровень речевой культуры и имеется почва для развития языка и речи ребенка. Низкий уровень речевой культуры, казалось бы, образованных людей проявился в последнее десятилетие, в частности, во время выступлений кандидатов в депутаты и руководителей предприятий и организаций.
Для того чтобы окончательно не был забыт наш великий и могучий русский язык, чтобы россияне были действительно его носителями и знатоками, возрастает роль учебных заведений в развитии языковой и речевой культуры студентов. Учебные программы вузов, способствуя подготовке специалистов различных профессий, владеющих знаниями в конкретных отраслях промышленности и народного хозяйства, думается, должны также способствовать «взращиванию» культуры человека. К сожалению, пока не все студенты и выпускники обладают умением правильно формулировать и выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, не обладают речевой культурой. Даже студенты гуманитарных факультетов не всегда могут правильно построить свое выступление на семинаре, сделать его четким и убедительным или написать курсовую работу без стилистических, грамматических и даже орфографических ошибок, не говоря уже о будущих инженерах. Поэтому так много примеров «невнятной устной и малограмотной письменной речи даже у людей с высшим образованием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение вопросов обогащения словаря учащихся – актуальная задача преподавания русского языка. С расширением словарного запаса связаны многие другие стороны процесса изучения этого школьного предмета. Решение проблем обогащения словаря учащихся поможет значительно продвинуть вперед усвоение школьниками русского языка.
Проблемы расширения словарного запаса учащихся многочисленны, но все они группируются вокруг основных двух: каким словарем владеют учащиеся различного возраста и какие наиболее эффективные приемы целесообразно применять для обогащения словарного запаса школьников. Эти проблемы тесно связаны между собой: тот или иной запас слов предполагает применение определенной методики, и наоборот, та или иная методика обеспечивает определенный уровень словарного запаса.
Обогащение словаря учащихся относится к числу таких видов работы, которые служат общему развитию школьников. Поэтому расширение словарного запаса может обеспечить вся учебная деятельность, а не только изучение отдельных разделов программы по русскому языку. Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника.

Обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысления является той основой, на которой строиться обучение выбору оптимального для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное значение к отбору языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как задача, адресат, время, место высказывания. Иными словами, учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной связной речи .

Обогащение запаса слов у учащихся является одной из основных задач преподавания русского языка наряду с работой по грамматике, орфографии, пунктуации и развитию устной и письменной речи. Важность этой проблемы определяется тем, что речи школьников свойственна относительная словарная бедность. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов, явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли.

Большое значение расширению словарного запаса в процессе обучения русскому языку придается потому, что с этим связано овладение словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, Н. В. Дрозд. М., 2012.
  2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, М., 2013.
  3. Бабкина, М. В. Урок знакомства с речевым этикетом при изучении притяжательных местоимений / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. 2008. № 2.
  4. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. М., 2009.
  5. Балак, И. С. Использование лингвистического текста при изучении причастия / И. С. Балак // Русский язык в школе. 2008. № 1.
  6. Баранов, М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 2008.
  7. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М., 2010.
  8. Бирюкова, Т. Г. О культурно-речевой подготовке старшеклассников / Т. Г. Бирюкова // Русский язык в школе. 2010. № 3..
  9. Беседина, Н. К. О работе с «трудными словами» / Н.К. Беседина // Русский язык в школе. 2009. № 1.
  10. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 2008. № 2.
  11. Буданова, Н. В. Выборочный лингвостилистический анализ прозаического фрагмента / Н. В. Буданова // Русский язык в школе. 2008. № 6.
  12. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе 2009. № 1.
  13. Вознюк, Л. В. Учебный анализ синонимов и антонимов с помощью школьных словарей / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 2008. № 6.
  14. Вознюк, Л. В. Учебные действия школьника со словообразовательным словарем при подборе однокоренных слов / Л. В. Вознюк // Русский язык в школе. 2008. № 3.
  15. Галлингер, И. В. Формирование умения работать со справочной литературой как необходимое условие овладения культурой речи / И. В. Галлингер // В кн. «Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах». М., 2008.
  16. Галлингер, И. В. Когда и как работают словари на уроке русского языка / И. В. Галлингер // Русский язык в школе. 2009. № 5.
  17. Ганиев, Ж. В. Развитие орфоэпии как школьной дисциплины / Ж. В. Ганиев // Русский язык в школе. 2012. № 6.
  18. Гац, И. Ю. «Целенаправленный комплекс (о работе по культуре речи на основе текста) / И. Ю. Гац // Русский язык в школе. 2007. № 5.
  19. Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2
  20. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2009. № 5.
  21. Денисова, М. А. Литературная норма и практика разговорной речи / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2008. № 1.
  22. Иванова, А. М. Урок, посвященный словарям / А. М. Иванова // Русский язык в школе. 2011. № 6.
  23. Ипполитова, Н. А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи / Учебник. М.2013.
  24. Ипполитова, Н. А. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка / Н. А. Ипполитова // Русский язык в школе. 2011. №3.
  25. Капинос, В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *