Внедрение обновленной программы содержания в практику преподавания уроков русского языка и литературы

«Учение без мысли – напрасный труд»

Конфуций

Вникая в слова, сказанные Конфуцием, я все больше убеждаюсь в том, что после каждого урока, который я провожу  в 5-8 классах, я ловила себя на мысли, что  современный учитель должен размышлять над своими проведенными уроками, анализировать их.  Иначе учитель никогда не сможет добиться хороших результатов в обучении. Обновление содержания среднего образования является новой вершиной для современных педагогов, которую  придется брать штурмом. Ведь перед педагогами стоит важнейшая задача: воспитать и  обучить таких учеников, которые смогут адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

Целью учебной программы по предмету «Русский язык» является формирование функционально грамотной личности через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

Для достижения поставленной цели на уроке учителю необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.

К сожалению, в современной школе язык изучается в письменном виде, от учеников требуется грамотность в виде орфографии, изучении правил, но в тени остается то, как эти полученные знания ученики смогут использовать  в жизни. И коммуникативная компетенция остается одной из важнейших характеристик языковой личности. На практике учащиеся не всегда в должной мере владеют навыками коммуникации. И обновленная программа содержания среднего образования позволяет развитие этих навыков.

Я поняла, что структура новой модели школьного образования должна развиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?» вместо традиционного «Чему учить в школе?». Курсы повышения квалификации дали возможность ознакомиться с обновленными учебными программами. Хочется отметить, что во время курсов я и мои коллеги отрабатывали  навыки речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся, возрастные особенности, стратегии обучения языку, особенности организации обучения в контексте «сквозных» тем, использование которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей и способствует тому, что учащийся, взаимодействуя с миром, познает сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.

Все, чему я научилась на курсах, я постаралась внедрить в свою практику.

И хотела бы свою практическую деятельность разложить по этапам, которые мы соблюдаем при планировании краткосрочного плана. Итак, в начале урока для создания благоприятной психологической атмосферы я провожу различные игры, разминки, деление на группы или пары различными способами, включаю музыку. На этапе введения в тему или повторения применяю стратегии «Авторский стул», «Броуновское движение», «Ассоциации», ИНСЕРТ,  составление кластеров и  таблиц ЗХУ и другое.

При разделении на группы я также столкнулась с трудностями. В первые дни во всех классах  у меня был полный хаос. Некоторые не хотели сидеть друг с другом, они хотели сидеть со своими друзьями, некоторым просто не хотелось работать в группе или паре. Но в дальнейшем им стало интересно меняться в группах, потому что так менялась и их роль: спикера, фасилитатора, докладчика или наблюдателя.  Я поняла, что надо тщательно обдумывать каждое слово и выражение, с помощью которых ты будешь давать инструкции ученикам. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

Особенно хорошо стала получаться работа в парах, так как при такой форме работы отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но возникала и  эмоциональная напряженность, когда в пару попадали ученик с более высокой мотивацией и ученик с низкой мотивацией к обучению. В таких случаях именно учитель должен вмешаться и помочь выйти из затруднительной ситуации.

Большую роль на уроках русского языка и литературы играют наглядные пособия, видео- и аудиоматериалы: схемы, карты, чертежи, таблицы, картины, рисунки, фотографии, слайды, книги, газеты, журналы, фильмы, музыка, песни. Именно они делают занятия более емкими и запоминающимися. Я стараюсь почти на каждом уроке готовить эти материалы для моих учеников. Так, учащимся 5-6 классов нравится просмотр мультфильмов, отрывков из кинофильмов, театральных постановок. Учащиеся 6 класса, обучающиеся второй год по обновленной программе, выполняя задания на аудирование, стали показывать результаты выше, чем в прошлом году: точнее записывают ключевые слова, словосочетания, в определении темы и основной мысли текста меньше ошибок и неточностей. Некоторые творческие задания вызвали у ребят интерес и желание выполнить их. Так были оформлены рисунки фразеологизмов, комиксы, брошюры, рисунки генеалогического древа.  С учащимися 8 класса мы осваиваем приемы оформления ментальных карт, схем, таблиц, диаграмм. И уже стало понятно, что эта работа учащимся нравится, они понимают, какой материал необходим для отбора, что важно в сплошном тексте, чтобы его отразить затем в несплошном.

Стало заметно, что учащиеся 6 и 8 классов умело составляют «тонкие» и «толстые» вопросы, понимают разницу между ними. Работа по составлению таких вопросов занимает меньше времени, чем в прошлом году, когда они впервые столкнулись с ними.

На этапе повторения или обсуждения изученного произведения или темы часто применяю метод «Фишбоун», который позволяет установить причинно-следственные взаимосвязи между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершить обоснованный выбор, развивает навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Конечно, пока еще полностью самостоятельно не все учащиеся могут найти все аргументы и доводы по теме, прийти к выводу. Но я думаю, что у них все получится к 9 классу, чтобы в будущем применить этот метод в работе.

Оценивание работы учащихся я провожу  непрерывно, стараюсь обеспечить обратную связь между учеником и учителем, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок. Наиболее частым на моих уроках можно назвать оценивание по заранее распечатанным критериям и дескрипторам к заданиям, когда учащийся видит перед собой цель и старается ее достичь. Учащимся нравится, если за работу на уроке они получили смайлики, с удовольствием оценивают других учащихся, но не всех классах объективно. Над этим еще предстоит работать.

Рефлексия урока  — это немаловажный  этап. От него зависит, как ты будешь планировать свой следующий урок. Ведь само слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.  Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Я использую на уроках такие виды рефлексии в начале и в конце уроков: 1) Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз; 2) «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось; 3) «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно; 4) Светофор; 5) «Плюс-минус-интересно»; 6) «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось; 7) Синквейн.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя.

Обновленная программа позволила мне взглянуть на мою работу совершенно с новой стороны. Она просто облегчила мне мой труд учителя, дала возможность творить. Выражение Конфуция «Если я дам тебе рыбу, ты будешь сыт один день, а если я тебя научу рыбачить, ты будешь сыт всю жизнь» является стимулом к действию и учителей, и учащихся.

 

 

Использованная литература

1.Обновленное содержание образования – веление времени. Анохина Е.Л.

2.Обновление образования. Вебер В.А.

3.Обновленная программа – новое содержание образования. Пиржанов А.З.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *