Развитие познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе через использование нетрадиционных форм и методов обучения

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Ещё Я. Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.

Хочется отметить, что в формировании познавательного интереса младших школьников важную роль имеет личность учителя.

Так как учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребёнке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательный интерес ребёнка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

Пути формирования познавательного интереса:

— создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

-использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету ;

-концентрировать внимание на главном в учебном материале;

— направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Необходимо глубоко продумывать отбор содержания учебного материала.

Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Например первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, необходимо развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её подводить школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому..

Самостоятельная работа – самый надёжный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика. Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, необходимо систематизировать и использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумать последовательность заданий, вариантность и наглядность.

  Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос — тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и личным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Особенно развивают познавательный интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, с активным использованием своих знаний и умений. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Например работа над проектом. Проектная деятельность — творческий процесс, где наиболее проявляется познавательный интерес каждого ученика.

Формируются умения находить ответы на интересующие вопросы.
Создаются условия для знакомства учащихся с многообразием окружающего мира. Формируются коммуникативные компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
Формируются способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формируются умения решать творческие задачи.
Формируются умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Именно в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

 Нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Задания могут быть самые разнообразные. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Работа с родителями. В формировании познавательного интереса заинтересованы и родители учащихся. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны родителей и учителя. Ведь устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Таким образом, познавательный интерес — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, родителей, приёмы и методы преподавания).

Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового — готова почва для его дальнейшего роста

Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *