Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Сегодня проектная деятельность в школе неотъемлемая часть обучения детей. Уже в начальной школе дети вовлекаются в процесс работы над проектами, в разработку, выполнение, презентацию проектов. Чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения.

По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проект (от латинского projectus –брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
В педагогическом и креативном контексте проект – это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле. Проект включает в себя совокупность исследовательских, проблемно поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, ее созидания и креативного пребывания в ней, с сохранением при этом своего «Я», своего позитивного отношения к жизни

Задачами организации учебно-воспитательного процесса, связанные с проектной деятельностью в начальной школе, являются

— поддержание образовательной инициативы ребенка;

— обучение навыкам общения, сотрудничества;

— расширение опыта самостоятельной работы.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Однако в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, поделки, буклеты, которые были созданы в ходе реализации проекта.

Проектную деятельность можно начинать с 1 класса.

Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с  литературой,  упражнения), так  и  нетрадиционные  (метод  мозговой  атаки,  информационной  поддежки,  временных  ограничений, информационной  недостаточности, информационной  избыточности, конкурсы творческих  проектов,  защита  и  оценка  проектов,  самопрезентация  и  др.).

Классификация  творческих  проектов  школьников  по  методической  направленности  по:  цели  проектной  деятельности:  гностические,  изыскательные,  преобразующие;  продолжительности  выполнения:  долгосрочные  (от  20  до  60  часов),  среднесрочные  (блок  8-10  часов),  кратковременные  (тема  2-4  часа);  организации  ПД:  индивидуальные,  звеньевые,  групповые,  школьные;  структуре  содержания:  мономодульные  (охватывают  один  модуль),  интегрированные  (межпредметные);  уровню  творчества:  репродуктивные,  творческие  задания,  творческий  проект;

Классификация  творческих  проектов  школьников  по  технологической  направленности  по:  предмету  труда:  человек  –  человек,  человек  —  природа,  человек  –  техника,  человек  —  художественный  образ,  человек  —  знаковая  система;  сфере  применения:  школа,  семья,  досуг;  интересам:  познавательные,  экологические,  игровые,  комплексные;  материальному  воплощению:  интеллектуальные,  информационные,  комплексные.

Важно  учитывать,  что  в  каждом  конкретном  случае  приоритетные  способы  обучения  учащихся  проектной  деятельностью  определяются  учителем.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательной активности и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности учителя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Только применение активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причём с самого начала процесса обучения, ведёт к активности в постоянном овладении знаниями и применением их на практике.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;– актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Возрастные и психологические особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны родителей и учителей-предметников.

 

Успешность  занятий  проектной  деятельностью  зависит  от  наличия  обязательных  условий:  желание  самого  ребенка;  благоприятная  среда;  грамотный  доброжелательный  преподаватель  –  консультант.

Разные  проекты  потребуют  разное  обеспечение.  Они  могут  быть  разнообразными  по  виду,  типу,  продолжительности,  условиям,  результатам  и  т.д.  Однако  при  всем  их  разнообразии  в  основе  любого  проекта  лежит  идея  развития  ребенка  как  субъекта  деятельности  при  обеспечении  максимальной  ее  самостоятельности  и  продуктивности.  Без  этого  проектная  деятельность  будет  формальной,  неинтересной  ученику  и  неплодотворной.

Для  того  чтобы  создать  условия  для  самостоятельной  творческой  проектной  деятельности  обучающимся  необходимо  проводить  подготовительную  работу.  Должны  быть  предусмотрены  ресурсы  учебного  времени,  для  того  чтобы  избежать  перегрузки  школьников  и  педагогов.  Приступая  к  работе,  школьник  должен  владеть  необходимыми  знаниями,  умениями  и  навыками  (стартовые  ЗУН)  в  содержательной  области  проекта.  Ему  понадобятся  до  определенной  степени,  сформированные  специфические  умения  и  навыки  (проектирования)  для  самостоятельной  работы.  Новое  знание  в  ходе  проекта  учитель  может  дать  ученику,  но  в  очень  незначительном  объеме  и  только  в  момент  его  востребованности.

Каждый  проект  должен  быть  обеспечен  всем  необходимым:  материально-  техническое  и  учебно-методическое  оснащение;  кадровое  обеспечение  (дополнительно  привлекаемые  участники,  специалисты);  информационные  (фонд  и  каталоги  библиотеки,  Интернет,  CD-Rom  аудио  и  видео  материалы  и  т.д.);  информационно-технологические  ресурсы  (компьютеры  и  др.  техника  с  программным  обеспечением);  организационное  обеспечение  (специальное  расписание  занятий,  аудиторий,  работы  библиотеки,  выхода  в  Интернет);  отдельное  от  урочных  занятий  место  (не  ограничивающее  свободную  деятельность  помещение  с  необходимыми  ресурсами  и  оборудованием  —  медиатека).

Проектная  деятельность  учащихся  побуждает  к  организации  информационного  пространства  образовательного  учреждения.  Все  виды  требуемого  обеспечения  должны  быть  в  наличии  до  начала  работы  над  проектом.  В  противном  случае  за  проект  не  нужно  браться,  либо  его  необходимо  переделывать,  адаптировать  под  имеющиеся  ресурсы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.Артамонова  О.А.  Проектные  технологии  в  образовательном  процессе  [электронный     ресурс]     —      Режим      доступа.     –     URL:      150sch-  jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel

2.Архипова  Н.В.  Проектная  деятельность  как  одна  из  форм  вовлечения  учащихся  в  процесс  исследования  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  –  URL:  www.den-za-dnem.ru/files-00003/038.doc

3.Бродовская  З.В.  Организация  проектной  деятельности  в  системе  работы  учителя  начальных  классов  [Текст]  /  З.В.  Бродовская  //  Сборник.  Как  организовать        проектную  деятельность  младших  школьников.  –  Новосибирск:  НИПКиПРО,  2006.

4.Вернер  Л.Г.  Организщация  пректной  деятельности  младших  школьников  в  учебном   процессе  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  –  URL:  http://pedsovet.su/load/145-1-0-4701

5.Гальченко  В.Е.  Развитие  интеллектуальных  способностей  учащихся  посредством  использования  исследовательских  методов  и  приемов  в  процессе  преподавания  русского  языка  и  литературы  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  –  URL:  school22.beluo.ru/gmaster/galchenko.pdf

6.Методические  рекомендации  по  организации  проектной  и  исследовательской    деятельности  обучающихся  в  образовательных  учреждениях  г.Москвы.  Правительство  Москвы.  Департамент  образования  города  Москвы  от  20.11.2003  №  2-34-20  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php

7.Холодная  М.А..  Существует  ли  интеллект  как  психическая  реальность  [Текст]  /  М.А.  Холодная  //  Вопросы  психологии.  –  1990.  –  №5.  —  С.121-128.

8.Школьная  проектная  лаборатория  [Текст]   /   авт.-сост.   Н.В.  Кашлева,  Ж.В.  Дмитриева,  Т.В.  Игнаткина.  –  Волгоград:  Учитель,  2009.  –  142с.:  ил.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *