Экспериментирование как метод экологического воспитания

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее. Самые маленькие жители Земли — дети дошкольного возраста. Малыши хотят узнать как можно больше об окружающем их мире. Недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус. Педагоги нашего ясли сада на занятиях используют самые эффективные формы и методы экологического воспитания — экологические тропы, игры, путешествия, беседы с детьми, наблюдения, труд, исследовательская работа детей и экспериментирование.
Более подробно хочется остановиться на методе экспериментирование. Экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод экологического воспитания, ведь знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ГОСО РК, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача нашего ясли сада- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Что же такое опытно-экспериментальная деятельность? Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью.
Когда и как использовать экспериментальную деятельность? Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию.

Наблюдение — это первый этап к становлению экспериментальной деятельности.
Влияние воды, тепла, воздуха и света на прорастание семян.

Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.
Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников.
Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности.
дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.

Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду прослеживается на протяжении всего периода обучения. Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп, пробирки, пластиковые стакакны и тарелки, пипетки, палочки и т.д.). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют.

Таким образом образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит Экспериментирование, которое дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

Литература: Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *