Формирование творческих способностей учащихся в условиях обновленного содержания образования

 

Алматы қаласы Алмалы ауданы

КММ №34 гимназиясының директорының

оқу ісі жөніндегі орынбасары

Абакумова Оксана Викторовна

 

 

Формирование творческих способностей учащихся

в условиях обновленного содержания образования

 

О.В. Абакумова

Заместитель директора по УВР  КГУ «Гимназия № 34» г. Алматы

 

            Сегодня школа очень быстро меняется в условиях серьёзных перемен в казахстанском образовании. До сегодняшнего дня продолжаются дискуссии среди ученых, методистов и учителей по вопросам: «Как повысить качество знаний?», «Как полученные знания помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как учить в условиях информатизации?», Как известно, любая новая идея всегда вызывает большое количество вопросов и подвергается критике. Всех волнует одно, какой будет обновлённая школа Казахстана. И поэтому мы посчитали возможным и необходимым поделиться с вами тем опытом работы, который приобрели за время перехода на обновлённое содержание образования.

Сейчас перед нами уже не стоит вопрос о том можно ли учить шестилетних детей или нельзя. Мы пришли к единому мнению: дети 6-летнего возраста могут обучаться в школе. Другой вопрос: как учить этих детей? Ведь по своим психофизическим особенностям дети шестилетнего возраста резко отличаются от учеников 7-летнего возраста. Очень пытливые, любознательные, они требуют особого внимания, тщательного изучения возрастных особенностей и конечно, новых подходов к их обучению,

а также соответствующей материально-технической базы.

Главной целью реформы всех звеньев образования  является переход от знаниецентристского к компетентностному подходу в обучении и воспитании детей, в основе которого лежит повышение качества обучения и воспитание конкурентоспособной личности, которая способна сама продуцировать свою деятельность.            Цель учителя не только передать ученику знания, сформировать умения и навыки, но и, главным образом,  развить способности. Формирует и развивает творчество в ребёнке учитель, который правильно определяет способности и строит свою деятельность конструктивно.

Способности – это такие психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определённых видов деятельности. На наш взгляд, Теплов Б.М, лучше других выделил признаки способностей, которые и легли в основу определения:

  1. способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. это — только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности;
  3. способности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны человеком, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения;

Значит, различают два уровня способностей: репродуктивный – обеспечивающий высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и творческий – обеспечивающий  создание нового, оригинального. То есть, в зависимости от уровня развития мыслительных способностей у детей проявляется конвергентный или репродуктиный способ мышления. Важно во время определить способность к творчеству, то есть, креативность – способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. «Первичная креативность», то есть, общая способность к творчеству, имеет самый сензитивный период  у детей с 3 до 6 лет под влиянием благоприятных факторов среды и правильно ориентированных взаимоотношений ребёнка со взрослым (своеобразным треугольником: ребёнок – родитель или идеальный герой — учитель)

 

Детерминанты развития потребности и способности к творчеству

(по В.И. Тютюннику)

 

Психическое новообразование Позиция взрослого Место ребенка Значение деятельности Новообразование
 

Потребность

 

действовать как

 

взрослый

«Ты не можешь» Сюжетно-ролевая игра Имитация труда Способность играть – потребность в игре
«Ты можешь» Творческий труд Выполнение творческих действий Способность к творчеству – потребность в творчестве

Творчество – это полёт фантазии ребёнка, а фантазия ребенка может иметь не только творческое, но и невротическое начало, выполняя функцию психологической защиты от тревожности, вызванной каким–либо внутренним конфликтом личности. Тогда, развивая фантазию как защитный механизм личности, мы усугубляем невроз ребенка и больше ничего. Таких детей, к сожалению, с каждым годом становится все больше и это следует учитывать.

Чтобы правильно спланировать учебно-воспитательный процесс и психолого-педагогическую деятельность с ребёнком, необходимо определить уровень его индивидуально-психологических особенностей. Поэтому вся работа педагогического коллектива начинается с диагностики.

Вот только некоторые методы изучения личности ребёнка, используемые нашими педагогами и психологами:

1.Наблюдение

2.Беседа – индивидуально-диагностирующая (с детьми и с родителями). Это  устные личностные опросники, составление карты беседы.

3.Тестирование: это письменные личностные опросники и другие опросники, проективные тесты, диагностические комплексы и т.д. Составление карт тестирования.

Психолого-педагогическая диагностика проводится совместно учителем и психологом школы с привлечением родителей ежегодно. Одновременно проводится мониторинг результатов диагностирования, чтобы  установить типы характерологических свойств и виды социальной направленности личности, а также помогает учителю тщательно продумывать каждый этап в совместной деятельности учителя и ребёнка по формированию творческих способностей.

На основании выше сказанного складывается следующий алгоритм  деятельности учителя:

1) конструирование проблемной ситуации (постановка проблемы, предполагающей множественность решений, дающей толчок к дальнейшему развитию);

2) изложение материала с использованием занимательного или поискового материала;

3) закрепление изученного материала проводить по этапам: освоил один этап иди дальше: 1 этап – понимание; 2 этап – умение; 3 этап – применение. Это и есть обязательный уровень, кто освоил этот уровень пойдет дальше к дополнительному материалу и нетрадиционным заданиям, где требуется творчество. Но каждый из ребят пройдет путь, который ему по силам, а главное не будет в классе ни сильных, ни слабых – все учащиеся будут заинтересованы.

4) оценивание результатов учебной деятельности необходимо проводить с использованием системы оценок за любые решения, а за творческие — особенно.

Среди детей 5-6-летнего возраста уже встречаются «одарённые дети» — это те дети, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство других детей.  Одарённый ребёнок, это – ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Детскую одарённость можно и нужно развивать, но это может быть самоцелью общеобразовательной школы, эту задачу решают специальные школы для одарённых детей.

Работа с детьми по развитию творческих способностей должна начинаться как можно раньше, с применением различных технологий, например, таких как, арт-терапия – инновационная технология для развития творческих способностей, а также интерактивных развивающих методик, в основе которых лежат познавательные игры. Арт-тератия имеет несколько составляющих: изотерапия, в основе  — рисунок с полётом фантазии, музтерапия, в основе – создание музыкального фона для развитя творчесва, бибтерапия, в основе —  работа с книгой, фототерапия, в основе – фотография с таким же полётом фантазии, сказкатерапия, в основе новое видение старой сказки, в последнее время отмечают компьютеротерапию со всеми возможностями копьютерной техники.

Игра для детей – уникальный способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации. В игре дети научаются жить в символическом мире смыслов и ценностей. В игре ребенок выше себя, он совершает прыжок над уровнем своего развития. Игра – мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры для детей особенно важна.   Вторая функция игры – это самопознание. Это наиболее полно воплощается в режиссерской игре, так как такой вид игры – самостоятельная детская деятельность, где можно не приспосабливаться к ситуации предложенной задачи, а управлять ситуацией, овладеть ее содержательными особенностями, будучи автором игры.

Если дети не доигрывают в детстве, то в подростковом возрасте они увязают в компьютерных играх, у них формируются незрелые социальные навыки, они уходят в эскапизм, секты, агрессию, экстремизм.

Следует избегать педагогических ошибок в сфере развития творческих способностей детей.

К ним относятся:

  • Прямое развитие креативности у детей всего класса посредством специальных упражнений, задач, программ, тренингов;
  • Ложные профессиональные установки, что творческий ребенок это одаренный ребенок;
  • Понуждение ребенка к созданию творческих продуктов без учета того, что в его развитии бывают кризисы креативности, спады и периоды покоя, накопления;
  • Предъявление стандартов, образцов в творческой деятельности;
  • Предоставление полной свободы творчества, когда установка «Делай, что хочешь» приводит к тому, что ребенок теряется сам в себе.
  • Перегрузка учебными и развивающими видами деятельности (кружки, клубы, факультативы)
  • Сравнение ребенка с другими детьми
  • Недоверие к жизненному опыту и силам ребенка;
  • Оценочные суждения, относящиеся к личности ребенка, а не к его поступкам;

 

                        ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

  1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребёнка.
  6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  7. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  8. Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой всё в порядке! Ты справишься!»
  10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
  11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
  12. О своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём и его поведении.

Рекомендации учителям к организации работы по развитию творческих способностей (креативности) у младших школьников

Драма творческого ребенка в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться и, всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности взрослых – учителей, воспитателей, психологов и родителей. Эти педагогические ошибки способствуют гиперактивизации правого полушария с последующим его запредельным торможением.             Исходя из программы развития нашей школы, с учётом запросов и проблем современного общества в условиях перехода на 12-летнее обучение, мы представляем следующую модель выпускника нашей школы:

Модель выпускника школы в условиях обновленного содержания образования:

  1. Подлинный законопослушный гражданин и патриот своей родины, воспитанный на основе нравственных и культурных традиций своего народа, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами.
  2. Личность, наделённая глубокими и прочными знаниями, необходимыми для дальнейшего профессионального образования, для успешной трудовой деятельности.
  3. Личность мобильная, социально активная, конкурентоспособная, умеющая адаптироваться в социуме, владеющая коммуникативной компетентностью.
  4. Личность способная к самосовершенствованию и саморегуляции.
  5. Личность, уважающая иные мнения, национальные убеждения и владеющая высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом, толерантная к инакомыслию и готовая к диалогу.
  6. Личность с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни и способностью выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.
  7. Личность, сочетающая духовные ценности с материальной заинтересованностью.

Чтобы  процесс формирования такой личности состоялся, педагог сам  должен стать творческой личностью, находящейся в постоянном поиске. Принцип ответственности за развитие не только творческих способностей, но и творческой личности, в целом, с учетом его специфических черт имеет две важные стороны. Во –первых, ответственность перед самим ребенком, за его гармоничное и счастливое будущее. Во – вторых, ответственность перед государством за воспитание полноценного, зрелого конкурентоспособного  гражданина, готового принимать решения и нести ответственность.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *