Грамотная речь как показатель культуры современного человека

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи посредством технологии эвристического обучения

Задачи:

  • развивать способность чётко и точно излагать собственную точку зрения, связную речь учащихся;
  • продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок;
  • активизация познавательной деятельности в коллективе;
  • формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач;
  • воспитывать культуру речи.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум

Инновационная технология: технология эвристического обучения

Актуальность проблемы:

  • орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой;
  • приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру;
  • речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Слово учителя:

Слайд 1

Тема урока: Грамотная речь как показатель культуры современного человека.

 

Слайд 2 Просмотр видеоролика с выступлением В.В.Путина

Слайд 3 Эпиграфом к нашему уроку являются слова выдающегося американского психолога, педагога, который писал:

«Успех зависит на 15% от знаний и на 80% —

от умения общаться с людьми, «подать» себя.

Слайд 4

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Итак, ребята, вы просмотрели короткий ролик с выступлением Президента РФ Путина Владимира Владимировича. Попробуйте дать речевую характеристику нашему лидеру.

Ученик 1

Речь президента отличает логичность, компетентность, риторическая грамотность, что соответствует сути публицистического стиля.

Ученик 2

Использует в своих выступлениях различных средств акцентирования: повторы, инверсии.

Хотите ли вы быть успешными? Как вы считаете, речь человека помогает ему быть успешным? В чём заключается успешность человека? Только ли дело в деньгАх, в хорошей престижной работе, в социальном статусе? Или ещё в чём-то другом?

Итак, что же нам нужно для того, чтобы мы стали успешными и востребованными в обществе и интересными для своего ближнего круга? Конечно же, грамотно говорить, ну и соответственно писать. Наша первая и любимая рубрика

Рубрика 1 ( работа у доски, которую вы подготовили ещё на перемене )

Теперь знаю!

 

Слово учителя: традиционно, через урок, вы делитесь своими находками друг с другом при выполнении дома к урокам русского языка различных тренировочных упражнений и тестов при подготовке к итоговой аттестации

Палисадник исподтишка

Дерматин продюсер

Катавасия кардинально

Периферия балюстрада

 

Попутно объясняем лексическое значение и этимологию выписанных вами слов:

Палисадник – это небольшой сад или цветник перед домом, обычно огороженный заборчиком. Слово завёз в Россию Петр 1. С французского палисад – сквозной заборчик, частокол.

Исподтишка – скрытно, украдкой, втихомолку действовать.

Дерматин – ткань, выделанная под кожу (от греч.dermatinos – кожаный) (спец.)

Продюсер – специалист (англ.produser производитель) , который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует административные вопросы.

Катавасия – суматоха, беспорядок… ( от древнегреческого катиться или спускаться вниз…)

Кардинально – заимст. из франц.в конце 19 века (главнейший, самый важный, существенный, изменяющий всё коренным образом…

Периферия – местность, удалённая от центра ( от греч. Periphereia – окружность).

Балюстрада – ограждение (обычно невысокие лестницы), балкона, террасы, состоящие из фигурных столбиков (балЯсин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой.

 

Вывод учителя: замечательно, я надеюсь, вы работали внимательно и запомните правильное написание вышеуказанных слов.

 

Рубрика 2

Уверен, как сказать!

 

ВероисповЕдание откУпорить

ПремировАть обеспЕчение

ЗавИдно диспансЕр

Слайд 5-6 (орфоэпические ошибки), М. Сетдиков, Л. Гузеева, А.Малахов и Алексей Попов…

Слово учителя: дополнительную информацию в рубрике «Уверен, как сказать!» сегодня подготовила Власова Юлия и у неё есть свои инструменты для работы…«Презентация с выбором правильного ударения».

Вывод учителя: посмотрите, к чему приводит неправильное произношение особенно из уст успешных, публичных людей.

Слайд 7 новый материал, запомните, запишите…

Рубрика 3

Запомните!!!

 

 

Далее работаем над правильным склонением и образованием форм множественного числа, что тоже является очень важным… блиц-задание, записываем в тетрадь только те слова, которые вы не знали, договорились.

Место-нет мест, болото-болот, войско-войск, плечо-плеч, дело-дел, блюдце-блюдец, грузин-грузин, армянин-армян, гусар-гусар, партизан-партизан, ножницы-ножниц, серьги-серёг, кочерга-кочерёг, свадьба-свадеб, няня-нянь, басня-басен, килограмм-килограммов, помидор-помидоров, свеча-свечей, вафля-вафель, кроссовка–кроссовок, тапка-тапок, яблоко-яблок и груша-груш.

Слайд 8 Сверьте ещё раз…

 

Релаксация Минута отдыха

 

Рубрика 4

Исправь ошибку!

 

Слайд 9 Д.Губерниев (речевые ошибки)

 

Слово учителя: вы учитесь и уже довольно хорошо можете строить свою монологическую речь. Вы правильно ставите ударение в словах! А как вы интересно разбираетесь в смысловых ошибках, обратите внимание на текст Дмитрия Губерниева и как можно отредактировать искажённый текст.

Слайд 10

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья.

Мама наложила вето на решение отца купить сыну компьютер.

На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определённую иерархию.

Почему так говорить нельзя?

Важно лексическое значение слова и его принадлежность к определённому стилю речи. Какие стили речи вы знаете?

Ожидаемый ответ:

Разговорный и четыре книжных стиля речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный. В двух словах давайте напомним друг другу, чем они отличаются. Научный используется в научных статьях, трактатах, докладах – в научных публикациях (термины, профессионализмы и т.д.). Официально-деловой стиль отличается деловой конкретной речью, клише и шаблонами. Публицистический стиль – это язык СМИ (газет, журналов, теле- и радиовещания).Художественный стиль – это язык художественной литературы и УНТ.

Инкриминировать — (книжн.) обвинять в чём-либо, вменять в вину, предъявлять конкретному лицу обвинение в совершении незаконной сделки, используемое в экономическом словаре и в юридической практике ( заменить: поругала, отчитала в разговорной речи).

Вето – запрет, отказ главы государства (книжн.), право останавливать или отменять решения законодательных органов (юрид. лексика). (заменить: высказала своё негодование решением отца или не согласна с решением отца).

Иерархия – (книжн.) последовательное расположение слоев или служебных званий от низших к высшим в порядке их подчинения, организация их в структуру типа «дерево»; принцип управления в централизованных структурах (заменить: выстраиваемся по росту…)

Рубрика 5

Поговорим…

 

Слово учителя: (работа 3-4 минуты)

Вы хорошо поработали и с речевыми ошибками в предложениях. Теперь попытаемся создать речевые ситуации (диалог) и поработаем в группах. Что такое диалог? Немного теории…

Слайд 11

 

Делим класс на группы и выбираем из предложенных тем понравившуюся для речевой ситуации:

  1. Пациент в больнице.
  2. Сын, который пришёл из школы.
  3. Дочь, которая возвратилась с вечера.
  4. Сын и отец посмотрели интересный фильм.
  5. Ученик, не выполнивший домашнее задание.

Выступление и защита своего диалога. Какова проблема и зачем взяли именно её.

Слайд 12

 

Рубрика 6

Публичная речь

 

Слово учителя: Отработка монологической речи – это наша ежеурочная рубрика, которая необходима нам для построения спонтанной речи (1-2 минуты на подготовку используя тезисный план). Что такое монолог? Немного теории…

Темы на слайде…

 

  1. Доброта делает человека красивым.
  2. Чем опасен равнодушный человек?
  3. Качества, которые я ценю в человеке.
  4. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
  5. Старость не может быть счастьем?
  6. Язык есть вековой труд целого человечества.
  7. Счастье-побудительный мотив любых поступков.

 

Подобные темы были предложены выпускникам, одиннадцатиклассникам, при написании итогового сочинения по литературе. Вы уже сейчас можете попробовать пока монологически высказаться лаконично, но аргументированно по определённой теме.

 

Рубрика 7

В ногу со временем…

 

Слайд 13

 

Слово учителя: в унисон теме сегодняшнего нашего урока не могу не вспомнить с нашего современника, советского и российского писателя-сатирика, драматурга, юмориста, актёра, замечательного человека — Задорнова Михаила Николаевича, также известного как автора гипотез в области этимологии русских слов и истории славянства, член Союза писателей России, который всегда был очень внимателен к слову русскому и его использованию по назначению. Вы помните, как в различных своих выступлениях он с присущим ему юмором умел обыграть ситуации с использованием языковых средств в обиходе.

 

Слайды 14,15,16 с ошибками… Шиномонтаж, химчистка, интернет-блог

 

Рубрика

Итоги…

 

Слайд 17 и ещё раз о президенте, каков речевой портрет В.В. Путина

Слово учителя:

Подведение итогов: Итак, мы подошли к концу нашего урока. Я уверена, что вы многое для себя почерпнули. Давайте ещё раз озвучим, чему вы обучались, что отрабатывали и что нового узнали для себя, и в чём заключается необходимость грамотной речи современного человека?

Ответы обучающихся ….

Слайд 18 Эпиграф К.И.Чуковского

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *